Говорить о музыке — все равно,
что танцевать об архитектуре.

Стив Мартин

Описывать свои чувства, навеянные чьими-либо песнями достаточно трудно, потому что чувства вообще описать нелегко. Если песни не нравятся, то ничего особенного не происходит, звучание становится просто шумовым фоном. А если нравятся… Вы, конечно, слышали, когда в глубокой тишине человек трогает струну и раздается звук, но дело не в нем, а в душераздирающем отзвуке, который звучит в воздухе еще несколько секунд и замирает. Действие песен Натальи Кучер на меня похоже на то, что описано раньше.

Нить в вечном клубке страстей

 

Основой творчества Натальи Кучер является созидание, а одним из главных мотивов – плетение, сплетение. Нитка, вплетенная в вечный клубок страстей; дрожащая паутинка, связывающая героиню и ее половинку; сети дорог; нити спутанных фраз; скрещенные руки; треплемая ветром паутинка; вышитые любовью слова. Это ни что иное, как нити судьбы, сплетаемые любовью. Итогом процесса является текст – легкий, прозрачный, невесомый, похожий на белые кружева. Сквозь их причудливый и разнообразный узор просвечивает душа автора, а если приглядеться внимательнее, то и своя собственная.

Нитка всегда уникальна – собственная жизнь, боль, любовь, радость, и каждый узор кружева неповторим. Он то грустен и печален, то задорен, радостен, весел, то повседневен, то судьбоносен.

Тема свободы трактуется неоднозначно. Героиня восстает против своей горькой доли и находит силы для борьбы в своих детях. Она не молчит, а находит достойный ответ, приобретая «иммунитет» против жизненных неурядиц. С другой стороны, героиня без всяких оговорок вручает свою судьбу любимому и становится послушной каждому его слову, несмотря на смещенную систему ценностей этого человека («друзья твои крепость, а дом балаган»).

Несомненной ценностью и духовной основой жизни героини является родной город Калининград. Его образ ярко обрисован в песнях «Город мой», «Песня о Калининграде». Город антропоморфен, подобен человеку. Он способен помнить и прощать. Калининград является «негаснущим маяком», «светом в пути» для героини. Он воздушен, «словно соткан из ветров».

«Вдоль каштанов фонари мне дорогу освещают»

«Весенняя»

Поток легкой, беззаботной радости, обусловленной наступившей весны и влюбленностью. Призыв забыть прошлое с его печалью, тоской, обидами, словно бы распахнуть окно, дав хлынуть в комнату свету, теплу, солнцу, ветру. Героиня – это воплощенная весна, проворно ступающая по земле преображающая все вокруг.

«Больно»

Боль, горечь, тоска, ложь, печаль, ночь, слезы – такие слова характеризуют внутреннее состояние героини, которая чувствует себя несчастной и одинокой. Скрывание чувств («сердце я свое всю жизнь от людей прятала») привело к тому, что героиня жила в мире придуманных чувств, который разительно отличался от мира реального. Доверие к любимому принесло только разочарование, так как он оказался недостойным чувств. Все же у героини есть опора – это дочь. В сложившейся ситуации легче всего принять прошлую жизнь за страшный сон, от которого героиня никак не может очнуться. Если предыдущая песня носит светлый, радостный характер, то эта представляет собой тяжелую чашу скорбных чувств, которая, будучи выплеснутой на слушателей, обжигает.

«Ускоряя мысленно вращение»

Песня раскрывает переживания женщины, ждущей возвращения любимого. С психологической точностью описывается этот изматывающий процесс. Чтобы сократить его, героиня даже пытается мысленно ускорить вращение земли. Но ожидание – это вся ее жизнь, частью превращенная в пепел в результате своей незаполненности. Сначала это ожидание встречи, а затем «пойдет отсчет наоборот» — оттягивание неминуемой разлуки. Трагедия заключается в том, что процесс, происходящий в душе героини, не проходит бесследно, он необратим: мука никогда не станет мук?ой вопреки народной пословице. Героиня чувствует, что не всегда может совладать с собой, ее состояние находится на грани жизни и смерти («я до смерти соскучилась», «в омут брошусь с головой»).

«Целый день»

Песня об ожидании любимого. Ключевым словом здесь является надежда. Покоряемая жестокой судьбой, героиня не перестает верить в лучшее. Заплутавшая, не ведающая в чем провинилась, женщина надеется на встречу, которой не было «целый век».

«Сон»

Любимый не всегда понимает, не всегда доверяет героине. Зачастую он бывает недостоин ее любви, но она всегда дает ему шанс. От него же лишь требуется найти зажженный ею огонь и сберечь его. Понять и принять героиню, поверить и довериться ей – вот необходимые условия их совместного счастья. Героиня пробуждает чувства героя своими чарами, но просто пассивный человек ей не нужен.

Две последние песни диска (13 и 14) являют собой образцы пейзажно-зримого изображения. «Осень», окрашенная в рыже-красный цвет, и «Белые кружева», расцвеченные в светлые, рыже-голубые оттенки.

Песня «Осень» проникнута мыслью о том, что восприятие окружающего мира зависит от настроения и жизненных условий, поэтому «у каждого осень своя». Повторяющаяся деталь психологична: «ставлю чайник на газ раз пятнадцать уже». Она выдает растерянность, внутреннюю опустошенность героини, ожидание. Это сродни ахматовским строкам: «показалось, что много ступеней, а я знала: их только три», «я на правую руку надела перчатку с левой руки».

Беспризорный кленовый листок
Оживет на широкой ладони…
Уронив хитреца меж газетных листов,
Ты спасаешь его от огня…
Здесь не надо читать между строк,
Только глупый, наверно, не понял,
Что своим озорным рыжеватым хвостом
Он напомнил тебе про меня…

«Осень вновь разбросала листвой
По тропинкам свои акварели»

«Белые кружева» — светлый заключительный аккорд альбома. Перед слушателями возникает картина: героиня сидит на берегу, а у ног ее бьются волны с белой пеной, похожей на кружева. Осенний день настраивает на лирический лад и философские размышления, в которых героиня осмысляет себя как частицу окружающего мира, устанавливающую контакт с Богом.

 

«Рыжим костром души вновь полыхает осень.
Было бы что поджечь, — в этом она права…»

А закончить свой рассказ я хочу высказыванием из предисловия к сборнику стихов Натальи Кучер, с которым я полностью согласна: «То переполненная отчаянием, то погруженная в грусть и одиночество, то срывающаяся, бегущая на встречу к тому, кого уже не ждала, отдающая себя целиком, без остатка тому, кого любит и ждет. И все это без стеснения. Красивая, светящаяся, темпераментная и нежная. Разные состояния любви — вот тема ее песен и стихов. Это состояние ее жизни. А умение так чувствовать и передавать все это стихами и песнями – это уже талант. Она настоящий бард, ее хочется слушать и петь вместе с ней» (В.И.Гафт).

Поэтому, «я жду, наверное, откровенного чуда» и новых песен Натальи Кучер…

Никольская Анастасия Александровна